Самостоятельное ведение бухгалтерского учета.

Меня часто спрашивают: «Можно ли самостоятельно вести бухгалтерский учет
Считаю, что – можно. А вот нужно ли это, зависит от того, что ты хочешь получить от бухгалтерского учета. Есть два подхода к решению данной задачи.

Подход первый — у тебя нет потребности в получении результата от бухгалтерского учета для принятия управленческих решений. В таком случае вести бухгалтерский учет, особенно если ты предприниматель на «упрощенке» смысла нет. Ты просто ежеквартально от суммы пришедших денег отсчитываешь шесть процентов отдаешь в бюджет. Единственная сложность — правильно оформить платежку. Даже если ты неправильно рассчитаешь налог — это не страшно. Декларация сдается по окончании года. В конце года ты должен сделать все правильно и тогда неправильное исчисления налога откорректируется. Заплатишь пеню, если ты неверно рассчитал что-то ранее, и на этом все закончится. Соответственно, чтобы просто «сдавать отчетность» ты, во-первых, не должен нуждаться в функции учета как таковой, т. е. в той функции учета, которая участвует в принятии управленческих решений, а, во-вторых, ты должен относиться к результату бухгалтерского учета как к элементу взаимоотношения с государством, а не, к примеру, с партнерами по бизнесу.

Другой подход — это когда ты строишь в своем мирке социализм. Социализм — это «учет и контроль», где от каждого по способностям — каждому по труду. Ты должен учитывать труд и способности, которые прилагаются тобой, партнерами, сотрудниками. Отсюда: ты должен учитывать и контролировать кто за что отвечает (где какая «шалабушка», у кого она находится, кто что должен с ней делать в каждый момент времени — все это у тебя учтено и записано).
Это учет на уровне, когда ты взаимодействуешь с какими-либо «аутсорсерами», т. е., у тебя есть обязательства, которые нуждаются в более ли менее точном описании, Например, ты для кого-то делаешь что-то, что меряется часами. Соответственно, ты должен учитывать часы. Как только у тебя появляются хозяйственные операции, в которых ты не участвуешь, тебе нужно решать вопрос: «Каким образом те, кто в них участвует будет собирать данные, чтобы ты понимал, что они делают под твоим именем?» И вот с этого момента, тебе становится интересно «поставить учет». В том случае, если у тебя много мелких операций и ты намереваешься масштабировать деятельность, то ты будешь вынужден ставить учет. Простой пример. Представим, что у тебя контора по рубке дров. И ты сам рубишь дрова. Соответственно, ты можешь таскать их сам, но если тебе хочется ускориться и достичь апогея своей рубщицкой производительности, то ты нанимаешь кого-то, кто тебе ставит поленья. Та же самая история с учетом. Тебе каждое полено надо учесть, т.е. поставить отметку 1 штука. И ты можешь сам, после каждого удара бегать с топором к листочку и записывать единичку, можешь это делать раз в полтора часа, перебирая поленья в куче, или отмечать их не единичками, а десятками, а можешь нанять учетчика, который будет ходить за тобой с листком и ставить там единички. Плюс ко всему, когда у тебя только поленья – это единички или десятки одного свойства. А когда у тебя не поленья, а есть еще что-то, тебе надо вести учет и разбираться, что единички на этом листочке — это поленья, а единички на другом листочке — это грибы. И, соответственно, поскольку ты их по-разному и разным людям продаешь, по-разному хранишь, по-разному фасуешь, то тебе надо либо самому этим заниматься: упаковывать, возить, либо отдавать кому-то упаковывать и возить, и при этом помнить, где у тебя сколько чего конкретно лежит. Соответственно, ты либо все это делаешь сам, либо нанимаешь для этого кого-то. Дальше начинается другая история. Можешь нанять человека и ему объяснять: «Ты берешь листочек и ходишь: вот сюда пишешь вот это, а вот сюда — вот это». И обязательно следишь правильно ли этот человек за тобой записывает. Везде ли он ходит. Фактически это грубая аналогия создания бухгалтерского подразделения у себя в компании. И в этом случае у тебя есть два варианта. Либо ты сам берешься организовать учет, но у тебя нет квалификации. К примеру, ты никогда этого не делал. Либо ты нанимаешь бухгалтера, который этим занимается. Но опять-таки ты его не можешь оценить и вынужден полагаться на некие общечеловеческие качества, что он не станет тебе врать по поводу своего опыта и профессионализма. Т.е. ты рискуешь. Ты рискуешь, если этот человек введет тебя в заблуждение, сам накосячит, потом свалит, когда поймет, что накосячил, а ты не знаешь, что он накосячил и, в итоге, тебе может быть нехорошо. Ты вынужден будешь нанимать того, который более профессионален и все это разгребет. И опять с тем же успехом. Либо ты угадаешь и он тебе сделает то, за что возьмется. Либо не угадаешь. При этом ты, во-первых, должен организовать работу, т. е. поставить задачи, а во-вторых, организовать возможность его функционирования, т. е. рабочее место. Есть еще вариант, который не является промежуточным — он просто более профессиональный. Нанять аутсорсинговую бухгалтерскую компанию. Основание для этого: если кто-то смог организовать систему бухгалтерского учета таким образом, что он продает результат работы этой системы третьим лицам и делает это долго, хорошо на этом зарабатывает, то это подтверждение слов: «Я — профессионал. Я тебе все построю». Но об этом я расскажу в своем следующем посте.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>