Бухгалтерский и налоговый учет.


3D Character and Question MarkЗачем нужен бухгалтерский и налоговый учет.

Ведение бухгалтерского и налогового учета всеми юридическими лицами, работающими  на территории Российской Федерации, определяется соответствующими федеральными законами, положениями и приказами Министерства финансов Российской Федерации.

Необходимость ведения бухучета субъектами финансово-хозяйственной деятельности установлена Федеральным законом от 06 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Порядок организации и ведения бухучета, составления и представления бухгалтерской отчетности юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, независимо от их организационно-правовой формы, а также взаимоотношения предприятия с внешними потребителями этой информации определяет Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. N 34н.

Эти  документы являются базовыми при поиске ответа на вопрос: «Почему в организации должен быть бухгалтерский и налоговый учет?» При дальнейшем поиске ответа во всем своем многообразии раскрывается и количество, и регулируемость различных аспектов финансово-хозяйственной деятельности.

При этом, довольно часто, остается за кадром ответ на вопрос: «Зачем в компании должен быть бухгалтерский учет?», что приводит к выхолащиванию его в некий упрощенный «налоговый учет».  В этом случае бухгалтер занимается только изготовлением документов, необходимых для минимизации потерь при проведении проверок контролирующими органами (от проверок кассовой дисциплины до проверок правильности исчисления налогооблагаемых баз).

Такой подход встречается часто, несмотря на то, что простое исполнение законодательных нормативных актов, регламентирующих порядок ведения бухучета, вынуждает законопослушную фирму, во-первых, создавать систему бухгалтерского учета, во-вторых, эффективно использовать широкие возможности анализа и контроля, предоставляемые этим инструментом при условии его нормального функционирования.

Система  бухгалтерского учета это:

  • описание деятельности компании как набора хозяйственных операций, совершаемых ответственными лицами в рамках отдельных бизнес-процессов (выделяемых как с точки зрения экономики, так и с точки зрения налогообложения: производство, закупка, реализация по разным налоговым ставкам и т.д.)
  • описание системы документооборота, в том числе, узлов документооборота, учитывающих  основные этапы (шаги, операции)  бизнес-процессов и моменты перехода материальной ответственности
  • составление документов при осуществлении любой хозяйственной операции
  • группировка первичных документов в узлах документооборота
  • данные группируемых первичных документов систематизируются и накапливаются в соответствующих регистрах учета: аналитических и синтетических
  • остатки по счетам синтетического учета отражаются в составе статей бухгалтерской отчетности («на основе информации, учитываемой на синтетических счетах, формируется бухгалтерская отчетность, представляющая собой единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая по формам, установленным Министерством финансов РФ»).

Налоговый учет представляет собой определение  налогооблагаемой базы для исчисления налогов на добавленную стоимость, имущество,  прибыль и пр. В большинстве случаев информация для него полностью берется из бухучета.

Пирамида сбора бухгалтерской и налоговой отчетности.

Из вышеописанного легко представить пирамиду сбора информации, начав с её верхушки – пользователей бухгалтерской отчетности, потребности которых определяют требования,  которым должна соответствовать система бухгалтерского и налогового учета:

1. Пользователи

внутренние: руководители среднего и высшего звена, в работе которых необходимо использование информации об имущественном положении организации и её подразделений;
  собственники организации (акционеры или участники);
внешние: инвесторы, кредиторы, контрагенты;
государственные (контролирующие) органы.

 

2. Бухгалтерская и налоговая отчетность

Констатация результатов деятельности, декларирование налогооблагаемых баз.

3.  Синтетический учет

Обобщение данных бугучета о видах имущества, обязательств и хозяйственных операций по определенным экономическим признакам: калькулирование, распределение некоторых расходов по видам деятельности, расчет обязательств по уплате налогов, и т.д.

4. Аналитический учет

Группировка детальной информации об имуществе, обязательствах и о хозяйственных операциях, в том числе, формирование данных для целей налогового учета.

5. Первичные документы

Система создания, сбора, группировки документов; обработка – учет содержащейся в них информации в соответствующих реестрах; хранение носителей.