Бухгалтерия для Интернет магазина


Buhgalterija Internet-magazinaБухгалтерия Интернет-магазина — как вести учет.

Одним из направлений, в котором активно развивается малое предпринимательство,  является Интернет-торговля.  При достаточно низком входном барьере на рынок (основные затраты  – создание сайта и продвижение его в сети Интернет), прибыль может быть существенной и достаточно легко масштабируемой. Как и любая деятельность, направленная на систематическое извлечение прибыли, Интернет-магазин должен быть соответствующим образом зарегистрирован. При этом, в зависимости от организационно-правовой формы, в нем должны быть организованы бухгалтерский учет и своевременная отчетность  перед контролирующими органами.  Бухгалтерский учет в  Интернет-магазине ничем не отличается от обычного бухучета торгового предприятия. Однако, фактическое отсутствие физического контакта с товаром в момент принятия решения о покупке вносит свои особенности в построение схемы ведения бухгалтерии.

Из чего состоит ведение бухгалтерии в Интернет-магазине?

Согласно определению – бухгалтерский учет это фиксация фактов хозяйственной деятельности в соответствующих регистрах. У Интернет-магазина такие же операции, как и у любого торгового предприятия, а именно: сделки с поставщиками товаров и  услуг, аренда помещения, начисление заработной платы и осуществление  обязательных платежей, оформление сделок купли-продажи с конечным покупателем: учет наличных денег, разнесение выписок по безналичному расчету. Каждая хозяйственная операция должна быть зафиксирована документально, т. е. составлен бумажный документ с оригинальными подписями участников сделки.

С чего начать ведение бухгалтерии?

Первое, с чем сталкиваются владельцы Интернет-магазинов – это учет расходов на создание сайта. Как учитывать этот актив зависит от условий, на которых он создается или приобретается. Если у Вас есть исключительные права на сайт, то его можно рассматривать как нематериальный актив. Если же исключительных прав нет, то расходы на сайт рассматриваются как расходы будущих периодов.  Так же в бухучете должны учитываться расходы на хостинг,  доменное имя и продвижение ресурса в сети Интернет.

Система налогообложения для Интернет-магазинов.

Большим подспорьем для малого бизнеса при организации розничной торговли является ЕНВД – единый налог на вмененный доход. Он удобен по двум причинам. Первое – снижает требования к ведению бухучета. Второе – можно не использовать контрольно-кассовую технику (ККТ), заменяя ее бланками строгой отчетности (БСО). Однако, при организации Интернет-магазина использовать этот режим налогообложения невозможно, т.к. он-лайн торговля не входит в список видов деятельности, к которой можно применить ЕНВД. Таким образом, остается 2 варианта: общая система налогообложения (с НДС) или упрощенная система налогообложения. В том случае, если Интернет-магазин планирует работать с юридическими лицами, то ему целесообразнее выбирать ОСН, т.к. Покупатель сможет предъявить бюджету налоговую декларацию для возврата НДС. Если же клиенты  — физические лица, то целесообразно выбирать «Упрощенку». При этом следует помнить, что этот специальный режим налогообложения действует  в 2014 году до 64 млн. рублей дохода. В том случае, если Ваш доход превысил указанную сумму предприятие автоматически переводится на общую систему налогообложения.

Складской учет в Интернет-магазине.

У любого торгового предприятия существует движение товарно-материальных ценностей (ТМЦ). Это движение должно отражаться в складском учете. Данные из складского учета передаются в бухгалтерский учет. Формально это говорит о следующем: любой товар, который поступает в Интернет магазин  должен

а) иметь соответствующий документ — товарную накладную,

б). занесен в программу складского учета.

Приемом товара занимается материально-ответсвенное лицо – кладовщик. Он заносит данные в программу и несет личную ответственность за товар.  При продаже товара в учете ставятся соответствующие отметки, формируются отгрузочные документы и документы о приеме денег.

Основной проблемой, с которой сталкивается он-лайн торговля является дублирование функций. Программное обеспечение большинства  Интернет-магазинов не предназначено для ведения складского и бухгалтерского учета и не имеет шлюзов интеграции для обмена данными с бухгалтерской программой. Это означает, что помимо внесения информации на сайт, необходимо эту же информацию вносить в регистры бухгалтерского учета, в частности, в программу 1С бухгалтерия. Об этом следует помнить при описании функционала персонала.  Простейшим решением задачи является обучение работе в бухгалтерской программе администраторов/продавцов Интернет-магазина. При каждой сделке они формируют необходимую документацию в программе бухгалтерского учета. Это позволит частично сэкономить на бухгалтерской службе, т.к. за штатным бухгалтером или бухгалтерской компанией останется только занесение входящей информации, т.е. данных от поставщиков и регламентные работы: разнесение выписок, начисление заработной платы, формирование отчетности.

Прием денег: наличный и безналичный расчеты в Интернет-магазине

В связи с тем, что деятельность Интернет-магазинов не подходит под систему ЕНВД прием наличных денег от населения осуществляется только с применением контрольно-кассовой техники.

Одним из способов решения этой проблемы является создание при Интернет-магазине точки розничной продажи. Для этого должно быть арендовано небольшое помещение, в котором размещаются те же товары, что и в Интернет-магазине. Покупатель, выбрав товар на сайте, приезжает в точку розничной торговли, производит расчет и забирает свою покупку. Розничная торговля с торгового места или из зала площадью меньше 150 кв.м. попадает под использование «вмененки» — единого налога на вмененный доход. При использовании этого режима налогообложения  Вы имеете право не использовать ККТ, а выписывать покупателям бланки строгой отчетности.  Ставка единого вмененного дохода рассчитывается исходя из площади торгового зала или площади торгового места. Следует учесть, что при использовании такой схемы необходимо вести раздельный бухгалтерский учет.

Если же магазин осуществляет доставку товара покупателям, то необходимо наличие ККТ. Вопрос о правомерности выбивания чека до передачи товара покупателю вызывает споры и сегодня. Поэтому оптимальный вариант – это снабдить курьеров переносными кассовыми  терминалами или заключить договор с курьерской службой, которая предоставляет подобную услугу.

Самым простым способом приема денег для Интернет-магазина, не требующим дополнительных вложений является использование безналичных платежей, а именно переводов с помощью кредитных карт или электронных кошельков. Услуги по приему и перечислению средств зависят от электронной системы, ежемесячного оборота и составляют от 1,5 до 5%.

Как организовать бухгалтерию в Интернет-магазине?

Традиционных способов решения организации бухгалтерского учета на любом предприятии два: собственный  бухгалтер или бухгалтерская компания. В первом случае Вы несете расходы на покупку лицензионного ПО, организации рабочего места, зарплату и уплату налогов в пенсионный фонд, во-втором — платите за фактически сделанную работу, стоимость которой определяется количеством финансово-хозяйственных операций и объемом работы, переданной бухгалтерской фирме. Каждый способ имеет свои преимущества и недостатки. На начальном этапе становления Интернет-магазина целесообразно обращаться к профессиональным организациям. Это связано не только со снижением расходов, но и уровнем квалификации бухгалтеров. Несмотря на то, что Интернет-торговля активно развивается,  специалистов по бухучету в этой области очень мало. Не решив задачу бухгалтерского учета Вы ни в коем случае не сможете масштабировать свой бизнес.

Оформите предварительную заявку на бухгалтерское обслуживание в компании «Б2 Бухгалтерия» и получите скидку 10% на стоимость услуги за первый квартал.

Предварительная заявка
на бухгалтерское обслуживание